Пассажирские лифты

Лень двигатель прогресса. Лучшая иллюстрация этого забавного утверждения — изобретение и история развития пассажирского лифта.

Лифт, как конструкция призванная поднимать нечто тяжеловесное, появился в эпоху строительства египетских пирамид. Первыми лифтами мы можем считать механизмы, в которых с помощью несложных конструкций, использования принципа рычага и физической силы люди поднимали строительные материалы на необходимую высоту.

Пассажирские лифты были изобретены значительно позднее. С натяжкой можно говорить о пассажирских лифтах применительно к конструкциям при помощи которых поднимали животных и гладиаторов на сцену Колизея, однако, это будет все таки неверно, в то время гладиаторы считались людьми не больше чем груда кирпича. Идея кататься на лифте для собственного удобства и изобретение пассажирских лифтов пришли в голову людям уже в раннем средневековье. На протяжении тысячелетия, начиная с лифта в монастыре на Синае и заканчивая пассажирскими лифтами эпохи Возрождения для приведения пассажирского лифта в движение использовалась сила тягловых животных и мельничные механизмы.

В XVIII веке пассажирские лифты были все еще дорогим удовольствием и использовались либо в общественных зданиях, либо в личных апартаментах состоятельных господ. До нас дошли сведения про один из первых лифтов который было установлен в резиденции французского короля в 1743 году и предназначался, по слухам, для беспрепятственного перемещения Людовика в покои его фаворитки.

Настоящий бум развития пассажирские лифты переживают в ХІХ веке. С изобретением парового двигателя лифты без применения тягловых животных появляются в шахтах. Остроумный предприниматель обустраивает лифт для подъема желающих осмотреть панораму Лондона. Чуть позже для крепления лифтовой камеры начинают применять стальные троссы. 1853 год считают годом рождения современного безопасного лифта, именно в этом году Элиша Грейвс Отис продемонстрировал на выставке в Нью-Йорке свое изобретение — улавливатель падающего лифта. А несколькими годами позже Вернер фон Сименс продемонстрировал на промышленной выставке в Мангейме электроподъемник в конструкции лифта, которая дошла до наших дней без особых изменений.

Высотное строительство, развернувшееся по всему миру, ставит перед производителями пассажирских лифтов новые задачи. Первые пассажирские лифты могли поднимать людей в кабине за 11 секунд на высоту 22 метра. Это совершенно недопустимый «черепаший» темп для зданий в 20 — 30 этажей, не говоря уже про сотни этажей, и такие сейчас не редкость.

Современные высокотехнологичные пассажирские лифты могут преодолевать 17 метров в секунду. Такими лифтами оснащена башня TFC 101 Tower в Тайбее (Тайвань) высотой 508 метров.